Грузовой комплекс "Внуково-Карго" приступил к обслуживанию авиакомпаний 18 сентября 2009 года, в самый разгар кризиса в сегменте авиационных перевозок. Тем не менее, терминал, построенный с учетом самых современных требований и оборудованный по последнему слову техники, динамично наращивает объем работ. Генеральный директор ООО "Внуково-Карго" Валерий Штурмин уверен в востребованности комплекса и продолжает его развитие.
- Авиационные грузовые перевозки в России за последние годы вышли на новый уровень, и многие авиакомпании стали рассматривать их как отдельный вид бизнеса. Это не удивительно - на регулярных линиях перевозчики длительное время выстраивали экономику рейса, исходя исключительно из пассажирской загрузки. Однако с ростом конкуренции на рынке они стали присматриваться к грузам, которые позволяют получить дополнительную прибыль. Соответственно, внимание к этому сегменту и уровень требований к аэропортам многократно возросли. Изменились и правила игры, так как в предыдущие годы активно развилась агентская база, что позволило по-другому взглянуть на взаимоотношения между участниками грузового рынка. Теперь отправители не везут свой груз в аэропорт, а прибегают к услугам агентов, которые выстраивают взаимоотношения с авиакомпаниями, аэропортами, обслуживающими предприятиями.
В то же время, уровень оснащенности грузовых комплексов, которые были построены преимущественно еще в Советском Союзе, соответствует 1960-1970-м годам. Их технологическая оснастка морально устарела и требует коренной модернизации. Не соответствует требованиям сегодняшнего дня и организация работы с грузом во многих аэропортах. Поэтому при проектировании нашего комплекса были разработаны и реализованы стандарты обслуживания на уровне ведущих мировых компаний.
Когда проектировался наш комплекс, мы его делали технологически максимально насыщенным, для того, чтобы он имел все виды складских помещений, которые необходимы при воздушной перевозке груза. У нас имеются многоуровневые склады, холодильные камеры с температурным режимом от 0 до -18 град Цельсия, и с режимом -2 - +6 град. Объем камер - на внутренних воздушных линиях 800 кубических метров и 1200 кубических метров - на международных. Это позволяет обеспечить прием и обработку скоропортящейся продукции, которая требует специального температурного режима хранения. Это, к примеру, овощи и фрукты, которые прибывают из южных регионов, и затем трансфером отправляются в северные города, такие как Норильск, Магадан, Певек и другие. Помимо этого, у нас есть склады для опасных грузов, включая склад для радиоактивных грузов, подготовленный персонал. Что показательно, вся эта инфраструктура как в зеркальном отражении представлена как на "внутренних", так и на "международных" складах. Есть у "Внуково-Карго" и склад временного хранения и склад для хранения грузов под таможенным контролем, что очень важно для авиакомпаний, которые осуществляют обслуживание международных рейсов.
- Работа с некоторыми категориями грузов требует не только оборудования, но и получения специальных лицензий...
- Совершенно точно. Мы располагаем всеми необходимыми лицензиями на выполняемые работы. До недавнего времени во "Внуково" действовало эмбарго на перевозку ценных грузов. Не так давно мы получили необходимую лицензию на хранение ценных грузов по пятой категории и работаем в партнерстве с компанией "Бринкс". Сейчас услуги по хранению и доставке ценных грузов очень востребованы: у нас есть броневик, и предоставляем услугу доставки непосредственно до потребителя.
Кроме того, мы оформляем лицензию на хранение алкогольной продукции в связи с тем, что достаточно большое количество спиртного поступает в расположенные во "Внуково" магазины беспошлинной торговли.
- Если сравнить с другими терминальными комплексами Московского авиационного узла, ваш - самый молодой. Дало ли это какие-то конкурентные преимущества?
- Безусловно! Изначально в ходе проектных работ мы закладывали те возможности, которые сегодня востребованы на рынке. В то же время, зачастую моим коллегам приходится перекраивать технологические процессы, по-живому перестраивая площади, настраивая их на новый лад. А это не просто затраты времени и средств - это риск не получить оптимальный результат.
Кроме того, наш терминал в наибольшей степени ориентирован на клиента, мы создали хорошие социально-бытовые условия. Есть парковка для автомобилей, кафе, развита информационная составляющая, которая позволит ориентироваться в здании. Сам комплекс выполнен в виде бизнес-центра со встроенным в него карго-терминалом. Мы дали возможность разместиться здесь не только грузообрабатывающим компаниям, но и агентам, брокерам и всем тем специалистам, которые работают вокруг грузового терминала. И у них на рабочих местах есть доступ к информационным системам, которые позволяют самостоятельно, в режиме реального времени, посмотреть, ушел груз или не ушел. На мой взгляд, это является большим преимуществом.
- Насколько оперативно существующее технологическое оборудование позволяет обрабатывать груз?
- Параметры, характеризующие доставку и обработку груза, я бы разделил на разные составляющие. Но основная - это обслуживание клиентов, прием и сдача груза на терминал. Мы поставили для себя планку, что с момента обращения грузоотправителя и до внесения оплаты за перевозку должно проходить не более двух часов. За пять часов до вылета воздушного судна мы прекращаем прием отправлений, далее ведется оформление документов, расчет предельной конечной загрузки, комплектация груза на рейс, доставка его под борт и, собственно, загрузка в самолет.
Отчасти немного завышенные требования по подаче груза на склад связаны с тем, что сейчас продолжается настройка всех технологических процессов. И главное - клиенты только привыкают к тому, что мы работаем 24 в сутки, 365 дней в году, и все это время готовы принимать отправления. Сегодня же завоз начинается к обеду, и до 18 часов продолжается наплыв. А ночью и утром - тишина. Для того, чтобы перераспределить потоки, сделать их равномерными, чтобы не создавать очередей мы налаживаем работу с агентствами, даем преференции тем, кто сдает груз не в пиковые часы.
Впрочем, даже в наиболее нагруженные периоды мы полностью справляемся с потоком. У нас работает 16 окон для обслуживания, из которых восемь находится на внутрироссийских линиях и еще восемь - на международных линиях. Из них мы выделили по два окна для выдачи груза, остальные - для приема груза к отправке. Соотношение приема груза к выдаче составляет 70:30%, то есть 30% приходит в аэропорт Внуково и 70% - улетает из него.
- Во многих регионах России анонсируются планы по созданию интермодальных транзитных узлов. Есть ли такие задумки у вас?
- Развитие интермодального хаба с учетом использования трех видов транспорта - железнодорожного, автомобильного и авиационного - это та перспектива, на которую мы очень рассчитываем. Если говорить об автомобильной составляющей, то проведенная реконструкция Киевского и Боровского шоссе, связь с Минским и Старокалужским шоссе делают аэропорт "Внуково" максимально привлекательным в доставке грузов до аэропорта. Помимо этого, у нас есть ветка с Киевского железнодорожного вокзала, и в наших планах создание центра приема-выдачи груза на вокзале для того, чтобы клиент не вез по московским пробкам свои отправления в течение дня. Мы предусматриваем возможность приема груза массой до одной тонны. Пока этот проект еще не завершен, но в течение ближайшего года мы его постараемся реализовать.
- Летают ли во "Внуково" специализированные грузовые авиакомпании?
- Одним из наших партнеров является авиакомпания "Полет", с апреля 2010 года мы уже обслужили несколько рейсов самолета Ил-96-400Т. Летают они в Якутск, и на этом маршруте новый "Ил" зарекомендовал себя очень хорошо. Он принимает на борт 80 тонн груза при объеме кабины 700 куб. м. Для сравнения, Ил-76 при грузоподъемности 40 тонн имеет объем грузовой кабины 240-280 куб. м. Использование новой машины позволяет сделать себестоимость перевозки достаточно низкой, и у нас есть задумка, наша "голубая мечта", организовать регулярный грузовой рейс. Уверен, что мы с этой задачей справимся.
- Комплекс работает уже достаточно давно, можно ли подвести первые итоги?
Мы приступили к обслуживанию авиакомпаний 18 сентября прошлого года, и первым для нас был рейс авиакомпании "Якутия". На сегодняшний день уже 70% авиакомпаний, летающих во "Внуково", обслуживаются у нас, а это дает 48,9% от общего грузопотока аэропорта. Для сравнения, в апреле через терминал проходило 38% грузов, в марте - порядка 30%, а в феврале - всего 20%. По нашим планам, к концу текущего года мы должны закрывать 80% работ по грузу. И даже несмотря на то, что график перехода авиакомпаний в наш терминал был нарушен, и нам пришлось в свои расчеты внести коррективы, мы показываем хорошие результаты. Рассчитываю, что в сентябре мы выйдем на точку безубыточности работы комплекса и будем обрабатывать не менее 2500 - 3000 тонн грузов ежемесячно.
- Но это ведь меньше, чем плановая пропускная способность терминала.
- Действительно, у нас есть еще достаточно большие резервы для того, чтобы мы могли увеличивать объем отгрузок. Но надо учесть, что во "Внуково" продолжается глобальная реконструкция, что накладывает свой отпечаток и на развитие нашего сегмента бизнеса. Я уверен, что интерес к нашему комплексу будет возрастать день ото дня. И начало работы нового международного терминала даст дополнительный импульс к развитию и пассажирских, и грузовых перевозок во "Внуково".
|